Охрана, воспроизведение и охота на птиц и животных нашей природы




Охрана, воспроизведение и охота на птиц и животных нашей природы

Зачем нужны пестрые наряды птицам?

Вопрос этот изучен орнитологами достаточно подробно. Установлено, что яркая окраска оперения птиц далеко не случайна. Она необходима и выполняет не одну, а целых две чисто утилитарных задачи. И, как ни странно, прямо противоположные по смыслу: в одних случаях она чисто демонстративная, а в других, наоборот, маскировочная.

Следует оговориться, что далеко не все виды птиц, а их целых 8600 видов, ярко окрашены. Это главным образом характерная черта птиц, сверкающих яркими красками тропических стран. У нас, в умеренном климате, таких птиц раз-два и обчелся. Здесь в природе преобладают скромные, неброские окраски, пастельные тона.

Природа любит разнообразие, как бы испытывая все мыслимые пути, нащупывает оптимальный вариант для решения поставленной задачи.

Чтобы хищник не заметил, самое простое решение — приобрести окраску под окружающий фон. Именно такого типа окраску оперения и приобрело множество птиц. И совсем не обязательно маскировочная окраска должна быть блеклой, тусклой. Кричаще зеленый, броский попугай таков лишь в клетке зоопарка, когда вырван из привычной среды обитания. А вот у себя дома, в тропическом лесу, среди столь же яркой буйной зелени он невидимка. Впрочем, не следует думать, будто бы в тропиках маскируют только зеленые краски: годятся и красные, и синие, и желтые, и многие другие кричаще яркие. Среди усыпанных гроздями цветков вечноцветущих крон деревьев тропического леса и такие краски хорошо маскируют. Однако природа предусмотрительна. Наряд лишь в одну краску бывает опасен для владельца. Поэтому оперение яркоокрашенных птиц обычно с одной хитростью: оно составлено из разнообразных цветных пятен. У одного из самых крупных попугаев — красного ара, на зависть модникам определенного толка, основной кричаще алый цвет оперения сочетается с не менее яркими синим, зеленым и желтым на крыльях и синими и оранжевыми перьями хвоста. Для хищника привычный контур вкусной добычи — птицы — исчезает, растворяясь среди цветных пятен тропического леса. Цель достигнута. Маскировка полная.

Примеров другого назначения яркой окраски немало среди нашей скромной природы. Здесь среди самых многочисленных воробьиных птиц яркость, как правило, прерогатива сильного пола. А задача совсем иная: не маскироваться, а, наоборот, привлечь к себе внимание. И не обязательно только дамы сердца. Главное — в другом: пусть соперник видит, с кем имеет дело. Он предупрежден, что участок занят, лучше пусть проваливает, не то трепка неизбежна. А слабому полу яркие краски никчемушняя роскошь. Сидя в гнезде, надо быть как можно незаметнее.

Если бы не требования борьбы за существование, птицы были бы куда более невзрачными существами. Только нужно помнить о том, что птицы обычно для надежности обеспечены несколькими средствами достижения необходимых им целей. И это полностью относится к окраске оперения.

Однако окраска служит для демонстрации редко. Здесь природа не упустила, кажется, ни одну из мыслимых возможностей. Все идет в ход, кроме запаха (да и то только потому, что обоняние у птиц развито слабо и толку от него было бы чуть). Тут и особые украшения из того же оперения в виде хохлов (у очень многих птиц), мантий, кокетливых корон, как у венценосного журавля, хвостов- вееров, как у птицы-лиры, павлина и индюка, отдельных фигурных перьев, а то и пучков па голове, хвосте, крыльях. Иногда они столь замысловатого вида, что и сравнений не подберешь. Вместо перьев сгодится и просто ярко окрашенный участок голой кожи, а то и вырост ее в виде гребня, сережек или малоэстетичной на людской вкус багрово-синюшной висюльки на клюве, как у индюка. По этой части первенство держат фрегаты — морские разбойники, промышляющие тем, что отбирают честно добытую рыбу и моллюсков у других, более слабых птиц. Для того чтобы дать сигнал сопернику и покрасоваться перед избранницей, фрегат надувает на шее кричащий ярко-красный громадный кожистый пузырь.

Для той же цели выработаны особое демонстративное поведение, токовые позы и, конечно, пение. Тут есть закономерность: чем ярче окрашена птица, тем хуже она поет, и наоборот. Лучшие наши певцы — соловьи, славки, дрозды — выглядят бедно одетыми золушками в сравнении с блистающими всеми красками радуги попугаями или райскими птицами. Зато тропические красавцы никудышные певцы. Они могут только пронзительно и обычно очень неблагозвучно кричать.

Особняком стоит белая окраска оперения. В этом случае пигмента в перьях нет вообще. У народов европейской культуры снежно-белая окраска традиционно ценилась высоко. Она связывается с неземной красотой и святостью (цвет крыльев ангела), чистотой и невинностью невесты (свадебный наряд). Это и символ мира (белый голубь), и волшебная красота из сказок (царевна- лебедь). Они и в самом деле изумительно красивы и изящны эти снежно-белые птицы: будь то лебеди, журавли, чайки или цапли.

У птиц, конечно, своя оценка. Такое оперение для птиц полярных областей, где преобладают белые тона, типично маскировочное (белая сова, полярный сокол-кречет). Зато в районах с умеренным климатом оно демонстративное. Чайки и крачки в гнездовое время гнездятся колониально и успешно защищаются от врагов сообща, у лебедей и белых журавлей практически вообще нет врагов, кроме человека. Зато их беззащитные птенцы и молодые птицы имеют маскировочную окраску. Белая окраска в сочетании с другой (черной, серой, бурой) у некоторых видов птиц служит и для маскировки, расчленяя контур птиц («зеброидная» окраска куликов-ходулочников, ши- локлювок, обыкновенной сороки и др.). Белый цвет не уступает по яркости многим другим, а при недостатке освещения и превосходит все остальные. Белые пятна хвоста у кулика-перевозчика, овсянок при отводе от гнезда позволяют отвлечь внимание врага на себя.


Охрана, охота, воспроизведение животных
При перепечати инфо с sk.kg гиперссылка на источник обязательна. Яндекс.Метрика